Принимая самостоятельное решение по данным вопросам, помните (!):
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)
Именно поэтому для вас работают бесплатные консультанты:

Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

Или позвоните:

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Для регионов 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530

банкротство коммерческих организаций

Правовое регулирование банкротства коммерческих организаций

Экономические процессы не остаются без внимания государственных органов, которые при помощи специфических юридических средств их регулируют.

Одним из направлений такого регулирования является создание законодательных предпосылок для эффективного сотрудничества между предприятиями-должниками и кредиторами.

Банкротство коммерческих организаций – один из примеров, для которого необходимо юридическое регулирование.

Наличие правовой базы банкротства, позволяющей предупредить случаи банкротства, финансово оздоровить предприятия в ситуации несостоятельности или в случае признания банкротом – снизить риски неблагоприятных последствий для обеих сторон.

Какие правовые средства регулируют банкротство коммерческих организаций?

Система законодательства, регулирующая несостоятельность предприятий, включает:

  1. Основой правовых норм является положения Гражданского Кодекса РФ. Их условно можно разделить на три группы:
  • пункты ГК РФ, имеющие непосредственное отношение к регулированию банкротства юридических лиц;
  • нормы, которые содержат специфические указания по применению положений о банкротстве;
  • положения, непосредственно не затрагивающие банкротство, но влияющие на решение проблем, возникающих в связи с несостоятельностью.
  1. Центральным звеном в правой базе занимает ФЗ — №127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года. Основная цель принятия закона – исключить хозяйствование неплатежеспособных предприятий и дать возможность добросовестным организациям, оказавшимся в неблагоприятной ситуации, реабилитироваться под контролем кредиторов и Арбитражного суда.
  2. Постановления и законы, которые регулируют деятельность отдельных разновидностей предприятий, например, ФЗ-№40 «О банкротстве кредитных организаций».

Анализ риска

Одно из главных направлений в хозяйственно-экономической деятельности коммерческой организации — минимизировать риски возникновения неплатежеспособности и, как следствие, несостоятельности.

Иначе предприятие не только ни упустит прибыль, но и нанесет ущерб свои контрагентам и кредиторам.

Анализ риска – это мероприятия по диагностике степени угрозы наступления неблагоприятных последствий, оценки хозяйственной деятельности организации.

Риск банкротства коммерческой организации связан с финансовыми и юридическими последствиями, вплоть до ликвидации фирмы и исключения его их ЕГРЮЛ.

Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций происходит благодаря законам «Об организациях с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)»

Особенности банкротства

Несостоятельность – неспособность коммерческой организации исполнить требования кредиторов по обязательствам или отсутствие возможности уплаты обязательных платежей.

Банкротство предприятия становится признанным фактом после вынесения решения Арбитражного суда.

В ФЗ — №127 банкротами могут быть признаны коммерческие и некоммерческие фирмы.

Гл.4 ГК РФ дает полный список форм организаций, которые относятся к коммерческим:

  • хозяйственные общества (ЗАО, ОАО, ООО, ОДО);
  • хозяйственные товарищества;
  • производственные кооперативы;
  • ГУП и МУП.

Только в отношении казенных предприятий не может быть отрыто дело о банкротстве, так как при их неспособности удовлетворить требования кредиторов государство с ним несет субсидиарную ответственность.

По действующему законодательству дело о банкротстве возбуждается в следующих случаях (п.2, ст. 3):

  • имеющиеся у них обязательства не исполняются в течение 3 месяце с момента наступления даты исполнения;
  • общие требования кредиторов составили сумму от 100 тысяч рублей.

Возбуждение дела о банкротстве начинается с подачи заявления о признании предприятия банкротом, которое должно соответствовать нормам действующего закона в это области и принципам Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Участники

Правовая база банкротства предусматривает наличие следующих сторон в решении дела о несостоятельности.

  1. Должник – юридическое лицо, которое должно исполнять требования по обязательствам перед кредиторами. С заявлением о признании предприятия банкротом в суд обращается руководитель организации. Он обязан это сделать в следующих случаях:
  • если присутствуют признаки неплатежеспособности;
  • если исполнение требований одного или нескольких кредиторов приведет к тому, что удовлетворение требований остальных — станет невозможным;
  • если взыскание имущества предприятия поставит под угрозу дальнейшую хозяйственную деятельность.
  1. Заявление о признании банкротом может быть подано и конкурсными кредиторами. Это те кредиторы, перед которыми у должника имеются денежные обязательства, и появились они до срока признания предприятия банкротом.
  2. Уполномоченный орган – Федеральная налоговая служба РФ.

Конкурсные кредиторы и ФНС РФ, представляющие вместе собрание кредиторов, имеют непосредственное отношение к процедурам банкротства, применяемым в отношении должника. Они принимают решения:

  • о введении наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления или конкурсного производства;
  • о сроках и последовательности продажи имущества в ходе формирования конкурсной массы;
  • о выборе подходящей кандидатуры арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий – незаменимый участник в процедурах несостоятельности.

Он пользуется повышенным внимание контролирующих и надзорных органов. Российское законодательство предъявляет к нему высокие требования, которые размещены в ст. 20 «Закона о банкротстве».

Арбитражный управляющий – центральная фигура в деле о банкростве

Деятельность Арбитражного управляющего должна быть подчинена принципам:

  • беспристрастность;
  • объективность;
  • независимость.

Закон его наделяет специфическими правами и обязанностями, дающие ему полномочия в реализации процедур банкротства и, одновременно, ограничивающие во избежание нарушений.

Обязательное условия для данного участника дела о банкротства:

  • гражданство РФ;
  • членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
  • регистрация в качестве ИП;
  • законченное высшее образование;
  • сдача экзамена в области подготовки арбитражных управляющих;
  • наличие стажа в качестве помощника АУ длительностью 6 месяцев;
  • наличие договора страхования, если будут иметь случаи причинение вреда другим участникам дела о несостоятельности.

Арбитражный управляющий, участвуя в процедурах банкротства коммерческих организаций, наделяется правами:

  • обращаться в Арбитражный суд с прописанными ФЗ-№127 заявлениями;
  • созывать комитет и собрание кредиторов;
  • получать вознаграждение за свою работу (его деятельность попадает под категорию предпринимательской: он получает вознаграждение из имущества банкрота, а при недостаточности этого имущества существует риск не получить вознаграждение);
  • привлекать для решения вопросов иные лица с оплатой их деятельности из имущества должника в соответствии с нормами ФЗ «О несостоятельности»;
  • делать запросы у государственных, муниципальных органов, юридических лиц информации о должнике;
  • подать заявление в арбитражный суд об освобождении его должности.

Обязанности АУ в реализации процедур банкротства:

  1. Защищать имущество должника и принимать для этого необходимые меры.
  2. Проводить анализ хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия.
  3. Создавать и вести реестр требований кредиторов.
  4. Сообщать о случаях административных нарушений в соответствующие органы, если они были им обнаружены.
  5. Адекватно и разумно осуществлять расходы при исполнении возложенных на него обязанностей.

Правовое регулирование

К коммерческой организации, которая признана банкротом, могут быть применены процедуры:

  1. Наблюдение. Применяется для сохранения имущества должника, подразумевает проведение анализа его хозяйственной и финансовой деятельности, создания списка имеющихся обязательств (реестра кредиторов). Все мероприятия должны быть осуществлены в течение 7 месяцев, за этот период временный управляющий должен сделать выводы о возможности восстановления платежеспособности должника и предоставить Арбитражному суду отчет о проделанной работе.
  2. Внешнее управление. Длится в течение 12 месяцев и имеет целью оздоровление предприятия. Руководитель организации освобождается от полномочий и передает их внешнему управляющему.
  3. Финансовое оздоровление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности и исполнения требований кредиторов и уплаты обязательных платежей.
  4. Конкурсное производство – итоговая процедура. Применяется при невозможности оздоровления должника и предполагает ликвидацию коммерческой организации как юридического лица.

Банкротство каждого предприятия – это индивидуальный случай, на который повлияли разные факторы. Но строгие правовые нормы позволяют действовать в интересах всех участников дела о банкротства, чтобы оздоровить экономическую ситуацию в целом.

Остались вопросы? Наш консультант БЕСПЛАТНО ответит на все ваши вопросы (!):

Позвоните:

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Для регионов - 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *